Двадцать первого октября 1858 года в Париже в театре «Буфф Паризьен» состоялась премьера спектакля «Орфей в аду», музыку к которому написал директор театра Жак Оффенбах, а либретто Гектор Кремье и Людовик Галеви. Авторы, шутя, адаптировали действие древнегреческого мифа к современной им парижской действительности, заставив Орфея настраивать рояли и играть на скрипке, а олимпийских богов танцевать канкан. Спектакль получился пародийным, злободневным, веселым и, главное, остросовременным, что было тут же поставлено в вину авторам французскими критиками. С этого началась история оперетты.
"Орфей" на премьере провалился... Кстати говоря, подобная участь в свое время постигла и "Севильского цирюльника" Россини, и "Травиату" Верди. И, тем не менее, после неудачи, эти спектакли вернулись на театральную сцену во всей славе
******************************
Любимейший из номеров - "мушиный" дуэт Юпитера и Эвридики... Ня. ))
Про Оффенбаха:
читать дальшеЖак Оффенбах (20.06.1819 - 04.10.1880) - французский композитор. С детских лет обучался игре на виолончели. В 1833 году переселился в Париж, где занимался в консерватории по классу виолончели, работал в театральных оркестрах, а также концертировал. Оффенбах много времени уделял сочинению музыки, но его ранние произведения не вызывали интереса издателей и публики. В 1849 году Оффенбах стал дирижером театра "Комеди Франсез"; в его обязанности входил также подбор музыки к спектаклям и антрактам. Первый успех принесла ему "Песня Фортунио" - вставной номер к пьесе Мюссе "Подсвечник" (в 1861 году эта песня легла в основу оперетту под тем же названием). В 1853 году была поставлена первая одноактная оперетта Оффенбаха "Пепито", тепло встреченная публикой. В 1855 году Оффенбах организовал собственный театр "Буфф-Паризьен", на открытии которого шла его новая оперетта - "Двое слепых". Вскоре парижане полюбили этот театр, для которого Оффенбах писал по нескольку оперетт в год; шумный успех имела оперетта "Свадьба при фонарях" (1857). Но Оффенбаху приходилось писать музыку лишь к небольшим пьесам, так как маленькие театры имели право ставить только одноактные произведения и выпускать на сцену не более 4 персонажей. Оффенбах добился отмены этого положения, и в 1858 году в театре с огромным успехом была поставлена его первая трехактная оперетта "Орфей в аду", выдержавшая около 300 представлений. В следующем году состоялись премьеры оперетт "Женевьева Брабантская" и в 1864 году - "Прекрасная Елена", быстро завоевавшая все сцены мира. В 1866 году Оффенбах отказался от антрепризы театра и полностью занялся творческой деятельностью. В различных парижских театрах были поставлены его оперетты - "Синяя Борода" (1866), "Парижская жизнь" (1866), "Герцогиня Герольштейнская" (1867), "Перикола" (1868), "Разбойники" (1869), "Трапезундская принцесса" (1869).
1860-е годы - период расцвета творчества Оффенбаха. Одно за другим возникали произведения, позволяющие считать Оффенбаха основоположником классической оперетты. Кумир парижской публики Оффенбах, которого Джоакино Россини назвал "Моцартом Елисейских полей", затмил своей популярностью всех современных ему театральных композиторов. Мелодии произведений Оффенбаха немедленно подхватывались публикой. Оперетта "Парижская жизнь" с триумфом шла на открытии Всемирной выставки в Париже в 1867 году.
В 1872 году Оффенбах снова организовал театр. Но вкусы публики изменились, и новая редакция прославленных оперетт и новые произведения не имели прежнего успеха. В 1876 году Оффенбах потерпел банкротство и лишился всего состояния. Желая поправить дела, он в 1877 году отправился на гастроли в США, но и это не спасло композитора от материальных невзгод. (Свою поездку Оффенбах описал в книгах "Заметки путешествующего музыканта" и "Оффенбах в Америке".) Последние годы Оффенбаха были посвящены исключительно творчеству. Он сочинил оперетты "Мадам Фавар" (1878), "Дочь тамбурмажора" (1879), на сюжеты Ж. Верна - "Путешествие на Луну" (1875), "Доктор Окс" (1877). Его последней опереттой была "Прекрасная Люретта" (1880) (закончена Лео Делибом).
Работая всю жизнь в жанрах легкой музыки, Оффенбах не переставал мечтать о создании большой оперы. Но занятость в театрах, необходимость писать новые оперетты не оставляли ему времени на нее. Лишь в последние годы жизни, уже больной, предчувствуя близкую кончину, Оффенбах работал над сочинением романтической оперы "Сказки Гофмана" на сюжет новелл Гофмана. Он не успел закончить партитуру, которую завершил Э. Гиро (пост. 1881, Париж). Большое лирическое дарование, хорошое знание сцены, фантазия и живая непосредственность чувств нашли отражение в этом произведении - лебединой песне Оффенбаха.
Оффенбах написал свыше 100 оперетт и музыкальных интермедий. Почти во всех сочинениях Оффенбах изображал своих современников, едко высмеивая развращенные нравы буржуазии, продажность, тщеславие высшего общества Второй империи, не щадя ни власть имущих, ни духовенство, ни полицию. Острая пародия, злая сатира, принимавшая порой ярко выраженную политическую окраску, пришлась по душе парижской публике. Успеху его лучших произведений немало содействовало и содружество с такими талантливыми либреттистами, как А. Мельяк и Л. Галеви (впоследствии авторами либретто "Кармен"), хорошо знавшими вкусы парижской публики, создавшими для Оффенбаха много отличных текстов, отмеченных тонким юмором и хорошим вкусом.
Продолжая традиции французской комической оперы Буальдьё, Обера, А. Адама, Л. Герольда, Оффенбах претворял в своих произведениях интонации французского городского фольклора. Сочинения Оффенбаха отличаются мелодичной, жизнерадостной музыкой, острыми, пикантными ритмами. В своих опереттах он широко использовал танцевальную музыку; особенно ему удавались полные блеска и огня галопы и канканы.
С конца 1860-х годов оперетты Оффенбаха шли и на русской сцене, где в их исполнении участвовали известные артисты - Стрепетова, Савина, Лядова, Варламов, Давыдов, Петипа и многие другие.
Взято здесь