статья третья. злобная
lubava
| вторник, 31 марта 2009
Падение приходского священника хорошо поставлено, но в чем трагедия?Будь рядом со мной
Театр Донмар«Будь рядом со мной» переносит нас в Далгарнок, в маленький приход на побережье Эршира, который реально не существует, но который мы можем получше узнать к концу вечера. Половина из его населения распевает оранжистские маршевые песни, а половина – застольные баллады ИРА; каждая из этих половин воспринимает англичан с нежным презрением. Многие представители работающего поколения никогда не выползали с той свалки, в которую Маргарет Тэтчер забросила их. Его молодежь невоспитанна, но безобидна, его старики – пьяницы, но тоже безобидны. Систематического образования нет ни у тех, ни у других, зато повсеместно распространено самообразование. У людей страсть рассказывать правду и страсть к древне-шотландскому искусству «флютинг» (соревнование в оскорблениях, чаще проводимое в форме стиха).
Именно в это общество, несколькими годами ранее, чем происходит действие пьесы, оказался заброшен английский священник по имени Дэвид Андертон, получивший образование в Оксфорде. Он скучает среди своей паствы, большинство из которых, тем не менее, считают себя чем-то вроде кукушат в гнезде. Если он и относится с энтузиазмом к кому-то из своих прихожан, то это подростки, которым он уделяет на обучение часть своего времени. Он знает, что такое хип-хоп, подшучивает вместе с ними над их любовью к Паффу Дэдди, и дает советы. Иногда он берет их с собой в отдаленные красивые уголки. И особенно он любит мальчиков.
читать дальшеОднажды пьяной ночью парень по имени Крейг завалился в дом к священнику. В ход идет вино и экстази. У отца Дэвида кружится голова от всего этого, он взволнован и оставляет на лице Крейга несколько поцелуев. «Прекратите», - говорит ему Крейг. «Конечно», - отвечает Дэвид разочарованно. Но засыпают они, держась за руки, и утром их обнаруживает миссис Пуль, щепетильная экономка священника, и умирает от сильного потрясения. Вскоре об этом узнает весь город. Вики Полард рисует огромные буквы на стене церкви «ПЕДОФИЛ». Преподобный МакПлод наносит ему визит. Епископ не впечатлен приемом. Поддавшись порыву искреннего раскаяния, Дэвид дает привлечь себя к суду. Приход Св.Огилви, названный в честь повешенного обращенного католика, теперь, спустя пять столетий, обретает нового мученика – по крайней мере, так думает Дэвид.
Здесь-то и лежит основная проблема: кто из зрителей согласится с этим? Очень редко я бывал вечером на спектакле в обстановке такой неприязни к главному герою. Бесхребетное сексуальное домогательство - ничто в сравнении с другими недостатками характера Дэвида, в большинстве своем незначительными, но в общей совокупности гибельными. Каждый раз, когда герой поддавался слабости, я не мог думать об ответной реакции, то же было и с ним. И, тем не менее, он снисходит к местной культуре. Хотя он больше интересуется дорогой выпивкой и светской музыкой, чем вином причащения и религиозными гимнами. Он не любит своих прихожан. Когда они искали духовное утешение, он давал им капли своего образования. Его экономка знала этот трюк, когда говорила, что он делает их проблемы менее значимыми, чем они являются на самом деле. Даже после ее похорон, он пытается говорить с ее мужем о выбранном вине ("истинно верное"), нежели о потере. Так, он рекомендует исполнение Баха во время службы, а не своего любимого Шопена, что, конечно, не является признаком прогресса. Его мать, писательница из Эдинбурга, сыгранная - конечно, без обязательного акцента Мэгги Смит - актрисой Колетт О'Нейл, говорит в его защиту: "Вы смотрите на вещи эмоционально, вы видите только формы вещей". Такая формулировка - несерьезное преуменьшение для любого человека, не говоря уже о матери.
Образу Дэвида не помогло даже то, что его исполнял Иан МакДирмид, чей гнусавый голос и профиль мистера Бернса начинают сильно раздражать в ходе спектакля. Дэвида очень часто обвиняют в актерстве, поэтому сложно понять, нужно ли критиковать МакДирмида за такое актерство, хотя бы это актерство было очень обстоятельным? Вместо этого, звездой представления является его режиссер, Джон Тиффани - знаменитый по "Черным Часам", который создал целый город из частей сцены. Даже когда события доходят до судейской мелодрамы, "Будь рядом со мной" остается смотрибельной. Но только один раз спектакль становится жизненным, и это происходит сразу после того перерыва, когда тон пьесы становится комичным и мы присоединяемся к ужасной вечеринке, устроенной Дэвидом для слабоумного епископа, блестяще сыгранного Дэвидом МакГранаханом. Эти минуты, в духе веселья Мика Лейта, показывают возможности более резкого подхода к материалу, и то, что образ Дэвида может быть проработан лучше. Все же МакДирмид, который поставил пьесу по одноименному роману Эндрю О'Хагана,видит трагедию в падении отца Дэвида, а не черную комедию. С моей точки зрения, я не вижу - почему.
Andrew Billen is a staff writer for the Timeссылка на оригинальный текст статьи